metrika: (Default)
[personal profile] metrika
Я понимаю, что самое интересное - что собственно происходит на консультации. Только вот писать об этом невероятно сложно. Во-первых, это сложно описать словами. Во-вторых, непонятно, как писать об этом, не раскрывая очень личных моментов, которые собственно и составляют основное содержание бесед. Конечно, какие-то примеры можно привести, но все равно, боюсь, это будет больше того, чем я готова поделиться с широкой общественностью.

Мне очень сложно вспомнить в подробностях, что происходило именно при первой встрече. Я была в стрессовом состоянии и мало что запомнила. Скорее, у меня есть какое-то общее воспоминание о нескольких первых консультациях.
Не помню своих первых впечатлений от психолога. Я была так зациклена на себе, что не особо ее рассматривала. По крайней мере отторжения она у меня при первой встрече не вызвала. Очень худенькая молодая женщина с красивым лицом и складочками вокруг рта. Какая-то мысль про то, что слишком уж она молода, у меня появлялась. Но очень мимоходом. Потом-то я узнала, что не так уж и молода. Но, кстати, насколько "не так уж" до сих пор не знаю. Думаю, лет на 10-15 меня старше. Слава богу, она не выглядела, что называется ,"эффектно". Почти не накрашена, одета красиво, но просто и не ярко.

Беседа началась как-то довольно легко, без барьера с моей стороны. Сначала я рассказывала (а мне, конечно, было что рассказать). Но довольно скоро Л.А. стала задавать вопросы, уточнять, и разговор сошел с намеченного мной русла. Обращались мы друг к другу на вы. Она представилась по имени отчеству, спросила как меня лучше называть. Я сказала имя. Так мы до сих пор друг к другу и обращаемся.  Для записи на последующие консультации дала мне номер из трех цифр. То есть, когда буду звонить записываться, секретарю надо назвать номер. Таким образом, с одной стороны, все совершенно анонимно, а с другой Л.А. будет знать, кто к ней записался. Честно скажу, вот эта анонимность на первых порах мне очень понравилась. Таким образом я как бы сама полностью контролировала свои встречи с психологом. Не понравится, могла больше никогда не появиться, и психолог меня не найдет. Звучит смешно, но помню, что для меня это было важно.

Зато очень хорошо помню, как себя чувствовала после встречи. Как на экзамене, когда уже получила билет. То есть вот ты накануне трясешься, боишься, ночь не спишь, перед дверью аудитории чуть ли не в обморок падаешь. А потом берешь билет и начинаешь работать. Вроде и не сказать, что тебе сильно полегчало, что ты теперь не боишься, не волнуешься, но появляется какой-то рабочий настрой: теперь ясно, что делать в ближайшее время, и от этого значительно легче. Так и с моими личными проблемами. Ни одна из них не решилась на первом посещении, и вроде бы даже не очень полегчало. Но на место парализующей, полуобморочной паники пришел рабочий настрой. Еще очень слабый и неустойчивый, но заметный. С этим стало можно жить и пытаться что-то делать.

Атмосфера на консультациях больше напоминала не прием у врача, а решение сложных задач вместе с репетитором. То есть, конечно, у него есть какие-то приемы, методика, он тебе помогает. Но цель упражнений не в том, чтобы дать ему что-то сделать с собой, не поверить его авторитету и выполнять назначения, а понять и научиться. И в этом смысле ему не нужно, чтобы ты кивал "да, понятно", когда непонятно, или соглашался, что "да, правильно", когда в этом не уверен. Мне кажется в этой части аналогия с ученическим пониманием очень точная. То есть, вот бывает учитель все объяснил, вывел, обосновал, но как-то не щелкает. Вроде и в доказательстве все верно, и все переходы корректные, но душа не принимает. А потом повертишь и так и этак - и вдруг раз, переключилось. Нутром начинаешь понимать, как это все устроено.

Первое время Л.А. в основном задавала мне вопросы. Иногда весьма парадоксальные, которые вызывали некоторую оторопь и подчас заставляли меня останавливаться на полном ходу. Они не были неприятными, а только неожиданными. Иногда уточняла мои слова, переформулируя их по-своему. Довольно часто такая формулировка тоже вызывала оторопь. Вроде бы все правильно, именно это я только что и сказала. Однако я-то имела в виду несколько другое... Вдруг после этих вопросов и переформулировок у меня (не у нее!) получалось взглянуть на ситуацию под другим углом. Увидеть в ней что-то еще, отнестись иначе. Понятно, что меня к этой мысли и к этому взгляду тщательно подводили. Но у меня никогда не было ощущения, что мне что-то навязывают. Сколько раз после таких "подводок" ничего не происходило. И я уже много после, когда наконец происходило, понимала, что это были подводки. Что мне пытались помочь увидеть то-то и то-то.

Вообще, я очень быстро втянулась в этот формат сотрудничества. Поняла, что психолог советов не даст, решение принять не поможет, свое мнение о ситуации не выскажет. И даже не поддержит (в привычном понимании этого слова). Зато качественно обезболит. То есть, проблема останется, а вот паника по поводу этой проблемы уйдет.

Как именно это работает, сказать сложнее всего. Взгляд-то у меня только с одной стороны. Ну как ученик в общих чертах может понять методику преподавания, но почему например наиболее эффективен курс, выстроенный в таком порядке, а не в другом, не видит. И почему без изучения пределов невозможно как следует понять производные, осознает только когда выучит и то, и другое.

С конкретными примерами очень туго. Я тут ниже конечно попыталась что-то изобразить, но получилось так себе. Сумбурно, однобоко и не точно.

Один из наиболее частых вопросов в ответ на мой рассказ о том, как все плохо, был "а как бы было хорошо?" То есть, вот представим, что все проблемы разрешились, как это будет, в подробностях? Очень часто уже одного этого хватало, чтобы надолго погрузить меня в раздумья. Я вдруг понимала, что либо у меня нет ответа на этот вопрос. (То есть, я часами могу рассказывать как в той или иной сфере у меня все плохо, но вот как должно быть хорошо, не знаю.) Либо этот ответ настолько наивен и невыполним, что я тут же начинала смеяться, понимая, что хотеть этого - значит хотеть луну с неба, а настоящего ответа на вопрос у меня опять нет.

Один раз я  сформулировала, что не хотела бы испытывать определенных конкретных чувств. До слез, до истерики... вот не хочу и все, уберите это от меня. Л.А. пыталась у меня спросить, что такого страшного произойдет, если я все-таки буду их испытывать. Я не могла ответить. Произойти должно было нечто такое кошмарное, что при одной мысли о том, что этот час придет, ни о чем больше я думать уже не могла. Сразу сердце ухало куда-то вниз, и я чуть-ли не руками отгораживалась "нет-нет"... То есть услышать, что в этом нет ничего страшного, что и с этим можно жить, мне было бы как мертвому припарка. Туда, за эту границу, я ни разу не заглядывала. Пропасть передо мной разверзалась гораздо раньше. Л.А. стала задавать другие вопросы. Расспрашивать меня об ощущениях в какой-то другой ситуации. И вдруг говорит "видите, вы эти чувства уже испытываете". И я действительно понимаю, что в только что рассмотренной нами ситуации именно это и делаю. И сама это только что в подробностях описала. Испытываю, еще как испытываю, причем довольно давно и регулярно. Конечно, на душе стало тяжело. Горько. Я так не хотела, а это произошло, и этого уже не отменить. Но вместе с тем перестало быть так страшно. Худшее уже случилось. Я так боялась, что это произойдет, а оказывается, уже какое-то время жила с этим. И небо на землю не упало, гром не грянул, жизнь пусть и тяжелая, но продолжалась. В этот момент я, фигурально выражаясь, взяла экзаменационный билет.

Что хочу к этому добавить. Надо понимать, что это сработало не потому, что психолог мне сообщила некую новую информацию. Ведь дураку понятно, что если я не хочу что-то чувствовать, то значит уже, хоть иногда, это чувствую. И если бы она мне сразу сообщила об этом , то вряд ли это произвело бы на меня впечатление. Может быть я бы ей не поверила, может быть умом бы согласилась, но совершенно не прочувствовала, как это ко мне относится. "Ну и что, что испытываю. А вот не хочу." Мне кажется, было очень важно, что я сначала задумалась о природе своего страха. Почувствовала, где он начинается, как возникает. Поняла, что он не связан с конкретными вещами. Вообще, походила какое-то время вокруг него. Потом было важно, что я успокоилась, что мы говорили о совершенно другой ситуации. Что я сама, без подсказок эту ситуацию описала. И вот только после этого я была готова услышать и воспринять, что это именно та ситуация, которой я боюсь, что вот она уже случилась, и ничего страшного не произошло. И не только воспринять, но и выдержать это.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

metrika: (Default)
metrika

May 2019

S M T W T F S
    12 34
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 29th, 2025 01:45 am
Powered by Dreamwidth Studios