metrika: (Default)
[personal profile] metrika
Слушаю записки фрейлины императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Она пишет о событиях 1880-81 годов, связанных с женитьбой царя на многолетней любовнице и вообще обо всей этой истории.

В общем, мораль проста: не изменяй жене, и тебя не взорвут нигилисты.
Вообще, рассуждения этой старой девы о любви, семье, нравственности так и просятся в анекдот. Похоже, она всерьез считает, что Долгорукая была первой и единственной любовницей Александра II, а Николай I вообще жене не изменял.

Но основное преступление государя конечно не в этом. Если бы он изменял со всеми понемногу, высоконравственные дамы ничего бы против не имели (тут она все-таки вскользь упоминает о предыдущих увлечениях императора, правда, вероятно считает, что они носили платонический характер). Но всерьез увлекаться одной женщиной... иметь от нее детей и в итоге жениться... Это просто бесстыдство какое-то.

Красочно описывает страдания "законной семьи" императора, вынужденной соприкасаться с его второй женой и их детьми.  Особенно интересно, как общечеловеческое переплетается в этом с государственным. Чувства детей вполне понятны. Отец долгие годы изменял матери и вскоре после ее смерти женился на любовнице. Но подчеркивается все время именно государственная недопустимость такого шага. Плюс невыносимые нравственные муки высокоморальных дам, вынужденных лицезреть эту "падшую женщину".

Но с особенной ненавистью говорится о "новых" детях императора. Во-первых, они всегда дети только матери, но не отца. Их называют не иначе как "незаконные дети княгини Юрьевской" или просто "бастарды". От них шарахаются, они вызывают отвращение. В Крыму император попытался как-то сблизить свою новую семью с семьей наследника. Мемуаристка передает, как мучилась цесаревна, вынужденная сидеть за одним столом с "этой вульгарной женщиной". Но окончательно она "взвилась как львица", когда покусились на ее детей. Подумать только, император захотел подружить своих младших детей с внуками. Этого мать уже не могла допустить. Надо же уберечь детей от порока. Император даже устраивал детские балы, на которые члены императорской фамилии и знать должны были приводить детей. Взрослые неимоверно страдали от такого унижения.

И вы подумайте только, княгиня Юрьевская имела наглость жаловаться. Она горестно восклицала "Что, мои дети, зачумленные?"  Мемуаристка отдельно обыгрывает это "зачумленные", намекая, что а какие же они еще.
Но верх бесстыдства (по мнению жены наследника) когда "...она в день рождения моего Миши заявилась ко мне с полными руками подарков для моих детей".

Конечно, за этой высочайшей нравственностью все время маячит непроговариваемый мотив наследственных прав. Думаю именно поэтому к детям особенно нетерпимое отношение. Но когда кто-то из детей императора, узнав о существовании младших братьев и сестер воскликнул "Не может быть, в нашей семьей такого никогда не случалось" - это как-то уж слишком.

Слушаю, слушаю, и думаю, а может Толстая права? И старшие детишки-таки своим поведением согнали папашу в могилу?

PS Вдруг осознала, что ребенок, которого мать так оберегала от дурного влияния - будущий император Николай II. Что же, оберегла. Вырос безупречный семьянин. На горе семьи и страны. Уж лучше бы право изменял жене.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

metrika: (Default)
metrika

May 2019

S M T W T F S
    12 34
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 5th, 2025 09:41 am
Powered by Dreamwidth Studios