metrika: (Default)
[personal profile] metrika
Первую половину книги прослушала в аудиоварианте, остальное пришлось дочитывать глазами. На слух, конечно, воспринимается гораздо легче.

Ну что сказать? Еще один "лишний человек" в русской литературе. Или "вот что может получиться из завышенных родительских ожиданий".
По мере чтения часто вспоминала Пьера Безухова. Тот тоже вечный "посторонний", отстраненный наблюдатель, слоняющийся без дела в самой гуще исторических событий. Правда, у Пьера можно отчетливо проследить эволюцию мировоззрения. Самгин же и в духовной жизни вял и аморфен. Он тоже все время копается в себе, но главная его забота - выглядеть умным в чужих глазах. Все его шаги в жизни предопределены другими или вынуждены обстоятельствами. Он все время говорит и делает то, что от него ждут окружающие. Внутренне же постоянно колеблется и боится, что эти его колебания будут заметны окружающим.

Что касается подробного описания общественной жизни тех лет и революционных течений, то оно сливается в одну сплошную говорильню. Кроме самого Самгина я не увидела ни одного объемного персонажа. В основном присутствуют люди-функции, призванные проиллюстрировать тот или иной цвет политического и общественного спектра. Даже большевик Кутузов, который постоянно противопоставляется Самгину, совершенно неубедителен. Вроде бы, он решительный человек дела, всегда знает, чего хочет, но, на мой взгляд, начисто лишен живых черт. Правда, есть в книге один герой, который подходит на эту роль гораздо лучше Кутузова. Это человек действия, и, вместе с тем, глубоко чувствующий и рефлексирующий. Не застрахованный от неудач и слабостей. Он превзошел бы Клима по всем статьям, если бы не умер в самом начале романа. Я говорю о товарище детских игр Самгина, Борисе Варавке. Это по его поводу было сказано знаменитое "А был ли мальчик?" Потом эта фраза постоянно возвращается, когда Самгин в очередной раз становится пассивным наблюдателем драматических событий.

Вообще, фон романа довольно мрачный. Бесконечно говорящая о политике интеллигенция - отвратительна, темная жестокая народная масса - страшна. Революционеры - смешны, те, кто им противостоит - жалки.

Одна сцена на меня произвела особо сильное впечатление. Начало московского восстания 1905г. Всеобщая стачка, но пока еще все спокойно. И только толпы рабочих и других представителей социальных низов без дела слоняются по улицам. Однако, Клим замечает, что они вдруг новыми глазами смотрят на город. Как хозяева, вдруг обнаружившие и оценивающие свое имущество.

Date: 2009-04-28 06:00 am (UTC)
From: [identity profile] nell0.livejournal.com
На мой взгляд, самый нудный роман русской литературы. Ибо нельзя писать такую многотомную тягомотину, взяв главным героем серое ничтожество. Вернее, можно, но результат будет чудовищным, каким, собственно, он и получился.

Date: 2009-04-29 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] metrika.livejournal.com
Резко, но справедливо :))

Profile

metrika: (Default)
metrika

May 2019

S M T W T F S
    12 34
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 12th, 2025 11:57 am
Powered by Dreamwidth Studios