metrika: (Default)
[personal profile] metrika
Прямо к предыдущему разговору.
Отсюда. Не скажу, что согласна на 100%, но доля истины в этом есть.

Знаете, как отличить советского (постсоветского) родителя в толпе родителей прочих? Если его ребенок спотыкается и падает, на него сначала орут. Потом могут и пожалеть, особенно если сильно ударился и горько плачет. А могут и нет, могут продолжать ругать и вопрошать: "Нет, я тебе говорила, чтоб ты под ноги смотрел? Говорила или нет?". Но так или иначе первая, импульсивная реакция -- рявкнуть, дернуть, зашипеть. И отряхивают потом так, как будто хотят побольнее ударить.
Это очень было заметно на набережной в Эйлате и в парке в Алупке (там много иностранцев). Очень ведь странно, если вдуматься. Ведь понятно же, что он не нарочно.
Не любят? Да нет, видно в другие моменты, что любят. Моя мама, кстати, тоже так всегда делала, хотя очень любила меня, конечно, и в других ситуациях всегда была готова пожалеть. Я офигевала в детстве просто, никак не могла понять логики.
Испугались сильно? Тоже непохоже, часто сразу видно, что ничего страшного, и никакой урон не нанесен одежде или коленкам.
Раздражены неожиданной заминкой? Ну, это если утром бегут за автобусом, а тут ведь никуда они не спешат - гуляют просто.
Почему шипят и орут? Давно про это думала, никак не могла понять -- где я это видела?
И вдруг вспомнила: это фильмы про войну и плен. Вот когда колонну гонят, и того, кто замешкается или упадет -- прикончат. И стремление немедленно заткнуть плачущего на людях ребенка тоже как-то отсюда. Словно всегда рядом конвоир с плетью или автоматом. И расслабляться нельзя, никогда.
И еще вина: я не усмотрел за ребенком, но виноват не я, не я, я ему говорил, это все он, вот я ему сейчас задам. Так ведут себя дети в страхе перед жестоким наказанием. Или взрослые в 101 камере, как мы знаем из классики.
Кто этот невидимый, внушающий ужас третий с вечной плетью наперевес? Почему он мерещится даже тем, кто по возрасту не мог успеть хлебнуть ничего такого?

Но в последние несколько лет становится лучше. Я даже считала как-то: в половине примерно случаев обнимают сразу. Особенно молоденькие родители.

Date: 2011-08-19 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
Я как-то у своей мамы спросила - ну почему, когда мне нужно твое сочувствие, вместо этого ты на меня кричишь? Она ответила - потому что мне страшно. А спросила я это уже не в младенческом возрасте, мне уже 20+ было. Помню, у меня как-то вечером поднялась температура ни с того, ни с сего - 39 с лишком. И я полулежу в нирване (высокая температура без других неприятных вещей иногда дает такой эффект) и слышу, как на меня орут, что я совсем не берегу себя :)

Date: 2011-08-19 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] metrika.livejournal.com
Проблемы с выражением сочувствия очень распространенные. Там у автора дальше еще замечательный пост по мотивам комментариев. Вот это "я не виноват, он виноват" тоже очень сильно в нас сидит.

Date: 2011-08-19 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] kiwichka.livejournal.com
Никогда не было желания наорать на дочку, если она споткнется или разобьет что-то. А вот на спутника жизни, каюсь, было - что так беспечно относится к своему здоровью. Как оказалось, опасения-то были не напрасны, только все равно другому этим не поможешь.

Date: 2011-08-19 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] metrika.livejournal.com
Вот и получается: где реальный страх, там и крик.

Date: 2011-08-19 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] kiwichka.livejournal.com
Как сказать... Не совсем так. Скорее злость от собственного бессилия и от того, что явно видишь, как человек при полном сознании гробит себя. В случае с ребенком такого не возникает, т.е. я не вижу ни недопонимания, ни намеренности, ни тщетности усилий.

Date: 2011-08-19 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] chva.livejournal.com
Между прочим, когда-то давно прочитал в какой-то «популярно-психологической» книге, что ребёнок, споткнувшись или ударившись (конечно, не сильно) ещё не знает как на это реагировать и только потом, когда видит что родители переживают (тут не очень важно, кричат или утешают) начинает реагировать как на плохое, плакать и т.п. Своих детей нет, чтобы проверить, но на племяннике проверял, если совершенно спокойно поднимаешь его и продолжаешь разговор или игру, он на это внимания не обращает. А на детской площадке видел как ребёнок падает явно без вреда для себя и лежит, орёт демонстративно чтобы пришли и жалели.

Date: 2011-08-19 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] metrika.livejournal.com
Это известный факт. А то что орет и лежит, там, подозреваю, уже совершенно другие игры.

Date: 2011-08-19 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] chva.livejournal.com
Кстати, вот ещё на ту же тему: http://ulitza.livejournal.com/457240.html

Date: 2011-08-20 04:45 am (UTC)
From: [identity profile] metrika.livejournal.com
Мне не понравилось, если честно.

Date: 2011-08-20 05:20 am (UTC)
From: [identity profile] chva.livejournal.com
Ну я к тому что пишут об этом сейчас много.

Date: 2011-08-20 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] metrika.livejournal.com
И все время из одной и той же позиции, которая мало по сути отличается от позиций этих родителей.

Date: 2011-08-24 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] astroida.livejournal.com
Вот да, соглашусь. Уровень агрессии совершенно тот же, что и в описываемых ситуациях.

Date: 2011-08-19 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] chva.livejournal.com
Помню в детстве тоже бесило когда что-то случится, а родители ещё и кричат, ругаются. Но не думаю чтобы это как-то травмировало мою психику :)

Date: 2011-08-19 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] azerole.livejournal.com
А я думаю, что это общей замотанности (тут раньше было другое, более подходящее слово) жизнью. Вот когда у тебя то, это, другое, третье, а тут еще ребенок на ровном месте падает в лужу - ну вот и срываешься. Не срываться на близких - это, знаете, большое искусство; это только в пси_беби все такие спокойные, идеальные, все время в каске и улыбаются. Я в таких случаях все маму из мультфильма про Простоквашино вспоминаю - непонятно что где находится, когда все это кончится, и в шкафу шесть вечерних платьев не ношены. Когда мы все научимся жить более спокойной и менее нервной жизнью, то перестанем быть такими злыми в том числе и с детьми.

Date: 2011-08-19 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] olgana.livejournal.com
Замотанность - это то что мы создаем сами.

Date: 2011-08-19 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] ponka.livejournal.com
Наташа, все таки савеццкий быт по умолчанию был намного более тяжким- очереди, дефициты и пр. сейчас намного проще
опять же, я помню как меня выпороли за то., что я первый день угробила новые лаковые туфли. потому что тогда это был дефицит, который достался большой кровью. я конечно это до сих пор припоминаю, но сейчас за такое уже бы не пороли и не кричали. потому что таких туфлей кругом можно купить

Date: 2011-08-19 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] olgana.livejournal.com
Согласна. Но и в то тяжкое время, я решила не становится в большие очереди и не становилась. И ни от какого дефицита не умирала, нет ну и нет.
Или в Москве не бежала в метро как угорелая, а шла спокойно. Тратила на дорогу 15 минут больше, но приходила домой не уставшая, а отдохнувшая.
Варианты есть - все завосит от того какие приоритеты у человека.
К сожалению у нас не было привычки и умения ставить приоритетом свое спокойствие и удовлетворение.

Date: 2011-08-19 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] ponka.livejournal.com
общество к этому не располагало, быть спокойным. была борьба за все - за социализм, за урожай и пр :))
сейчас опять же проще, бороться со стрессом приятно и почетно
ну и как не занимать очереди, если приличное мясо всегда, а фрукты зимой были только в очередях? а году так в 1991-1992 даже хлеб. есть одну картошку?
я бы на такое пойти не смогла :))) меня как-то радует, что во все годы мы очень разнообразно и полноценно питались, для меня еда крайне важна :)

Date: 2011-08-20 12:02 am (UTC)
From: [identity profile] olgana.livejournal.com
бороться со стресом :)
(борьба и создает стресс)

Date: 2011-08-21 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] natusha-st.livejournal.com
Варианты есть, но их количество не бесконечно, увы. Иногда можно минимизировать стресс, но это будет просто наименее неприятный выбор из всех неприятных возможных вариантов.

Date: 2011-08-21 10:07 pm (UTC)
From: [identity profile] olgana.livejournal.com
с таким подходом никогда не минимизируешь стресс.
Стоять в очереди за тем что очень надо и злиться на эту очередь - неразумное занятие в принципе.

Date: 2011-08-20 06:26 am (UTC)
From: [identity profile] kukushka-kryaka.livejournal.com
Ну вообщем ребенок все равно очень быстро растет. Ну обойдется полгода без лаковых туфель.

Моя мама в самые голодные годы опрокинула стол. (Или стянула на себя скатерть, я уже не помню конкретно.)

Что ей за это было? Ничего. Вообще.

Date: 2011-08-21 09:24 pm (UTC)
From: [identity profile] natusha-st.livejournal.com
Ребенок, конечно, обойдется, но все равно обидно, когда труды и усилия летят в помойку из-за чьей-то небрежности.
У нас в семье подход был простой: если жалко, что ребенок это порвет, испачкает или испортит, значит, на ребенка это надевать не надо. Очень бережет родительские нервы. Однако, должна заметить, что вид свежеотстиранного и отглаженного костюма, небрежно кинутого на пол, вызывает исключительно отрицательные эмоции (и кое-кому сильно свезло, что стирает все-таки машина, а мама у него по большей части малахольная и ей орать противно, а потому она по несерьезным поводам не напрягается). Костюм был идеей не моей, а школьной. Сейчас можно ходить в школу "казуально", так костюмов в гардеробе и нет, а штаны гладятся по настроению.
Но если б я стирала руками в тазике, были б битвы за орднунг в шкафу, как пить дать. Или было бы денег меньше, за слопанное молью, я бы мозг запихавшему в шкаф грязные вещи, тоже слегка бы поела (зашивать дырки я не умею и не люблю). В общем, в зависимости от масштабов создаваемых мне проблем, их создателю пришлось бы выносить мое дурное настроение.

Date: 2011-08-22 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] azerole.livejournal.com
Понимаете, Вы безусловно правы, так оно все и есть. Но к сожалению эта истина примерно одного порядка с тем, что все - включая сознание Будды - находится в руках Аллаха. То есть при всей ее бесспорности требуется очень большая внутренняя работа, для того чтобы извлечь из нее какую-то практическую пользу. Проще говоря, для большинства людей замотанность формируется исключительно внешними факторами.

Date: 2011-08-22 09:41 pm (UTC)
From: [identity profile] olgana.livejournal.com
Не согласна. Это неверное заключение потому что во всяком взаимодействии есть две равноправные компоненты: внешние обстоятельства и наша реакция на них.
Если бы вы были правы, то тогда из любого ребенка воспитанием можно вылепить все что угодно.

Date: 2011-08-20 04:41 am (UTC)
From: [identity profile] metrika.livejournal.com
Согласна.

Date: 2011-08-20 04:50 am (UTC)
From: [identity profile] kiwichka.livejournal.com
Насчет общей замотанности согласна в целом, хотя мои лично родители и бабушки никогда на мне не срывались, не было у них такой привычки. Но вот сейчас нередко наблюдаю сцены на отдыхе - на море, в Гидропарке. Казалось бы, приехали расслабляться, доставлять себе удовольствие. А детей то и дело шпыняют и без окриков ни одно действие не обходится. То "куда полез!", то "А ну ешь (а то и жри), кому говорю!" и т.п. Вот в этой ситуации чего они все орут? Наверное, просто привычка уже и сознание того, что так себя вести НОРМАЛЬНО.

Date: 2011-08-20 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] metrika.livejournal.com
Именно потому и орут, что приехали отдыхать, а надо следить за детьми.

Date: 2011-08-20 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] kiwichka.livejournal.com
Какой-то прям заколодованный круг получается. Когда работают - орут от усталости и замотанности, когда отдыхают - от того, что мешают отдыхать. Тогда уж лучше тамагочи - спокойней во всех отношениях.

Date: 2011-08-21 10:08 pm (UTC)
From: [identity profile] olgana.livejournal.com
вот именно :)

Date: 2011-08-21 10:09 pm (UTC)
From: [identity profile] olgana.livejournal.com
а то они этого не знали :)
Когда я расстраиваюсь, что потеряла деньги по какой то причине, Анка мне говорит: так ты потеряла только деньги, а теперь теряешь и здоровье.

Date: 2011-08-21 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] natusha-st.livejournal.com
Так они по жизни орут, не только на детей, а на всех, кто под руку попадается. По-моему, они и с мужьями-женами ором общаются.

Date: 2011-08-22 03:48 am (UTC)
From: [identity profile] kukushka-kryaka.livejournal.com
Не ... не всегда, по крайней мере. Потому что за ребенком надо воспитывать и следить. А иначве следить и воспитывать они не умеют:)

Date: 2011-08-22 03:47 am (UTC)
From: [identity profile] kukushka-kryaka.livejournal.com
Привет вам с наших детских площадок. Русские ведут себя примерно так же, чем резко выделяются. Ну просто костью торчат в плавильном котле:) (Ну, конечно, не все русские) - по количеству подобных выпадов в адрес потомков с ними бы разделили пальму первенства афроамериканцы геттовского плана - если бы не были столь ленивы.

Date: 2011-08-22 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] azerole.livejournal.com
Отношения между людьми ведь не складываются одним днем. По существу, в отпуске мы имеем все то же самое, что и обычно, умноженное на количество времени, проведенного вместе. Скорее следует ожидать того, что вылезет наружу все то, что в обычное время как-то удается упихать в шкаф.
Page generated Jul. 2nd, 2025 08:17 pm
Powered by Dreamwidth Studios