И. Ратушинская "Серый - цвет надежды"
May. 28th, 2014 04:51 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Лагерные мемуары о 80-х. Погружают не только в атмосферу позднесоветской политической тюрьмы, но и в диссидентские реалии вообще. Я от этих реалий до сих пор была далека, тем интереснее. С одной стороны, это конечно не лагерь уничтожения 30-х. Борьба идет не за жизнь, а за честь (хотя порой со ставкой - жизнь). Но с другой стороны, как подумаешь, что это происходит в 85-86 годах... Когда уже "перестройка", "гласность", все такое...
Вообще, эта жизнь, эта ежедневная борьба за собственное достоинство подчас кажется наполненной условностями. Ну вот почему нужно отказываться носить нагрудный знак, а работать сверхурочно, чтобы выполнить норму, можно? Почему любые разговоры с КГБшниками только затягивают в омут предательства, а по просьбе местного начальника можно даже иногда голодовку прекратить? Все это на самом деле оправдано и выстрадано, но оставляет ощущение некой шахматной партии между КГБ и диссидентами при молчаливом, но заинтересованном участии зрителей (читай, уголовников). Да, народ конечно дик и темен, но автор верит, что небезнадежен. Кажется, начни говорить ему правду - все изменится. Сейчас, к сожалению, сложно разделить эти надежды.
Мне очень понравилось, что Ратушинская понимает, какую роль в происходящем играет ее диссидентская известность за рубежом. Она сравнивает себя с безвестной уголовницей, что умерла в соседнем карцере. За которую никто не вступился, никого не накажут, никто об этом не узнает. И она все время чувствует свою ответственность перед этими уголовницами. Она должна быть безупречной и бороться одна за всех. Потому что ее поддерживают и помогают ей одной за всех.
Как ни странно, мне все это напомнило Веру Фигнер с ее "Запечатленным трудом" (часть про Шлиссельбург). Вроде бы и не сказать, что характеры у женщин одинаковые (хотя обе в некотором смысле "железные"), и тон повествования отличается, но какая-то неуловимая связь есть.
no subject
Date: 2014-05-28 01:17 pm (UTC)no subject
Date: 2014-05-28 01:25 pm (UTC)no subject
Date: 2014-05-28 03:22 pm (UTC)no subject
Date: 2014-05-29 07:00 pm (UTC)А диссидентское движение было крайне неоднородным. Там были и националисты, причём разные - и сионисты, и русские шовинисты-почвенники, которых сейчас жалуют, а в те времена прижимали. Там были западники, которым я больше всего симпатизировал. Были пострадавшие из-за религиозности; были люди, видящие в диссидентстве возможности саморекламы (например, Лимонов); были ищущие всяких выгод, как это ни покажется странным, это, как правило очень амбициозные люди, не имевшие другой возможности реализовать свои амбиции. Таким был, например, Глеб Павловский, который потом весьма помог становлению путинского режима. Были и, мягко говоря, не совсем адекватные люди.
Я не читал книгу, о которой идёт речь, поэтому оценить её (книгу) не могу. Но личность Ратушинской у меня уважения не вызывает. Сочувствие чисто человеческое из-за её тюремных страданий - да. Но литератор она слабый, поэтессой её назвать у меня вообще язык не поворачивается, там чистой воды графомания (я пытался читать её стихи). Сценарии её - дешёвая кинопопса. А с учётом того, что она приняла путинский режим и неоднократно высказывалась в его поддержку, становятся понятными её диссидентские мотивы в те времена.
no subject
Date: 2014-05-30 11:54 am (UTC)