metrika: (Default)
[personal profile] metrika
Иронию этой фразы из "Москва слезам не верит" начинаешь понимать примерно тогда же, когда и правду про "В сорок лет жизнь только начинается". Когда мне было восемнадцать и вокруг бушевала перестройка, я была уверена, что "уж мы бы не молчали". Вернее, что повторение невозможно. "Войны не будет, нам не быть героями". Если еще точнее, что даже если бы и молчали от страха, то не верили бы и не поддерживали. Ну правда, как можно поверить, что уважаемый ученый - английский шпион. Полный же бред. Как говорится, ха три раза... Оказалось, вполне можно...
Были в моей жизни два случая, которые я до сих пор тяжело переживаю. Оба раза надо-то было всего встать и выйти. Но у меня не хватило смелости. И пережитое унижение возвращается ко мне вот уже много лет.

Первый инцидент произошел классе в восьмом. На классный час к нам пришел выпускник нашей школы, который учился то ли в физтехе, то ли на физфаке. С какой целью его позвали, уже не помню. Он много о чем-то рассказывал, и рассказывал интересно. Каким-то образом разговор вырулил на вечную тему. Кажется, он что-то рассказывал про Чернобыльскую аварию, а потом и говорит: "Кстати, незадолго до аварии все евреи из этой области уехали". Потом делает паузу и добавляет: "Точно также как и перед великой отечественной войной из приграничных областей". И говорится это с таким видом "я вам сообщил непреложные факты, а вы уж сами делайте выводы". Кто-то из слушателей спросил "получается, они знали?"  "Сами думайте" - ответил оратор. Это сейчас бы меня такие пассажи не удивили, а тогда я была совершенно невинна в подобных вопросах. Мне было мерзко и гадко, я понимала, что надо встать и выйти, но сидела тише воды ниже травы.

Второй раз случился в институте. На первой лекции по философии для аспирантов. Я уже была в курсе, что лектор - какое-то приходящее светило, помешанное на геополитике, и снизошедшее до нас, технарей. И вот он начал вещать про эту самую геополитику. Очень свысока и несколько пренебрежительно. Впрочем, аудитории нравилось. Как-то незаметно перешел к кавказским проблемам и потихоньку стал говорить откровенные гадости. Один мальчик, сам кавказец (я не помню, о каком конкретно народе шла речь), встал и начал ему возражать. Это сам по себе был очень мужественный поступок, так как симпатии аудитории были явно на стороне лектора. И вот этот, с позволения сказать, профессор начинает высмеивать и глумиться над мальчиком так как может опытный преподаватель  глумиться над студентом. При довольном ржании всей (почти) аудитории. Мне было невыносимо. Я понимала, что нужно встать и выйти. И даже несколько раз собиралась с духом. Но девочек в аудитории мало, он запомнит, а  мне экзамен сдавать. А он славится тем, что приходит и выбирает себе из группы несколько жертв, а у меня обстоятельства... В общем, смалодушничала. Так и досидела до перерыва. Ужаснее всего мне было осознавать, что сидели и ржали не алкоголики на лавочке, не студенты кулинарного техникума, а аспиранты лучшего инженерного вуза страны.

Теперь я знаю, что все еще будет. У каждого еще будет шанс погеройствовать. И вспоминаю эти истории снова и снова, чтобы когда опять случится, все-таки встать и выйти... Или не поднять руку... Или не подписать...

Date: 2008-08-17 01:58 pm (UTC)
From: [identity profile] metrika.livejournal.com
Сидеть и слушать некоторые вещи ощущается как серьезное насилие и унижение. А нереагирование на некоторые ситуации как согласие или молчаливое потворство им. То есть, ты не можешь остаться вне ситуации, даже если ничего не делаешь. Если остаешься, то либо на этой стороне, либо на той.

Date: 2008-08-17 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] friend-bittner.livejournal.com
А уход - не ощущается как признание поражения?

Profile

metrika: (Default)
metrika

May 2019

S M T W T F S
    12 34
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 23rd, 2025 04:41 pm
Powered by Dreamwidth Studios